НАУКА
Михаил Клецкий
Разработал курс "Человек изобретающий" и адаптировал его для детей

Доцент ЮФУ разработал курс музейных лекций «Человек изобретающий» для студентов Южного федерального университета и адаптировал этот курс для детей,  придумав новый формат занятий в ростовском «Монтессори­центре»

Как «Человек изобретающий» стал предметом изучения в ЮФУ?

Программа «ЧИ» нацелена на мотивированное познание мира. А это как раз то, чего не хватает нынешнему студенчеству. Изучение изобретательского творчества в историческом контексте, охватывающего разные области знания, — это то, что объединяет в одной аудитории журнали­стов, психологов, историков, физиков и так далее, что очевидно для самой идеи бакалавриата. ЮФУ всегда поддерживал наш проект и потому сделал его частью обучения.

В этом году вы полностью обновили музейный цикл. Чем вы руководствуетесь, выбирая  новый материал?

Обновлены все пятнадцать лекций. Темы разные — оптические иллюзии, история одежды и многое другое. Мы отталкиваемся от того, что каждая лекция должна быть «музейной», то есть иметь поддер­ж­ку в коллекциях естественнонаучного музея ЮФУ и РОМК.

Почему вы начали сотрудничать с «Монтес­сори-центром», а не с общеобразовательной школой, например?

Благодаря лекциям в РОМК, где побывали руководители «М-Ц». Общеобразовательные школы приходят к нам на встречи в Естественнонаучный музей ЮФУ, которым я и руковожу. Но общеобразовательные школы — заведения, устроенные строго по возрастному прин­ципу и в большинстве своем достаточно консервативны, где во главе угла работа «от звонка до звонка». А «Монтессори-центры» устроены на принципах свободы — и школьника, и преподавателя,
и возрастного состава группы. Как учитель высшей категории я говорю об этом ответственно.

В чем особенность ваших занятий?

Занятия коренным образом отличаются от «взрослых» и требуют особой подготовки. Для детей, обучающихся по системе Монтессори, в отличие от взрослого подхода, в центре внимания на занятии явление или закон природы (научное открытие), а затем изобретение, где это открытие использовано. То есть дети вначале знакомятся с чудесами и тайнами науки, а потом самостоятельно или под руководством преподавателя думают об использовании полученного знания для того или иного изобретения (компаса, источников света и так далее). Культурно-историческая компонента сведена к необходимому и доступному детям минимуму.

Конкурируете ли вы с традиционной системой преподавания, или интерактивные лекции — это скорее вспомогательный формат?

Мы создали не новую систему преподавания, а лишь ее необходимый элемент. «ЧИ» должен сочетаться с традицион­ными предметами. В перспективе — создание общей методики для широкого круга пользователей. Мы хотим вернуть интерес молодежи к окружающему миру и показать, что такие простые и привычные вещи, как расческа, зубная щетка или паста, — это результат огромного интеллектуального труда людей, которые по­святили жизнь созданию этих предметов.

Текст: Оксана Везденева
Фото: Дарья Елисеева

 

Дата публикации: 13 марта, 2019